Баббиты

Баббиты

Бабби́т — антифрикционный сплав на основе олова или свинца, предназначенный для использования в виде слоя, залитого или напыленного по корпусу вкладыша подшипника скольжения.

Наиболее распространённые варианты химического состава сплава:

  • 90 % олова, 10 % меди;
  • 89 % олова, 7 % сурьмы, 4 % меди;
  • 80 % свинца, 15 % сурьмы, 5 % олова.

В качестве легирующих присадок могут быть использованы: сурьма, медь, никель, мышьяк, кадмий, теллур, кальций, натрий, магний.

Температура плавления — 300—440 °C.

Первый подшипниковый сплав разработан американцем Исааком Бэббитом в 1839 году.

Баббит, основу которого составляет олово (марки Б88, Б83, Б83С), используют, когда от антифрикционного материала требуются повышенная вязкость и минимальный коэффициент трения. Оловянный баббит по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью, износостойкостью и теплопроводностью.

Баббиты на основе свинца (марки Б16, БН, БСб, БКА, БК2, БК2Ш) обладают более высокой рабочей температурой, чем на основе олова. Применяется для подшипников дизельных двигателей, прокатных станов.

Свинцовокальциевый баббит используют в подшипниках подвижного состава железнодорожного транспорта.

Все баббиты имеют существенный недостаток — низкое сопротивление усталости, что ухудшает работоспособность подшипника. Из-за небольшой прочности баббиты могут успешно эксплуатироваться только в подшипниках, имеющих прочный стальной (чугунный) или бронзовый корпус. Обычно тонкостенные подшипниковые вкладыши автомобильных двигателей изготовляют штамповкой из биметаллической ленты, полученной на линии непрерывной заливки. Продолжительность работы подшипников зависит от толщины баббитового слоя, залитого на стальной вкладыш. Уменьшение толщины слоя увеличивает срок службы подшипника.

 Химический состав оловянных и свинцовых баббитов по ГОСТ 1320-74, %

Марка

Основные компоненты

Примеси не более

Sn

Sb

Cu

Cd

Ni

As

Pb

Fe

As

Zn

Pb

Bi

Al

Б88*

Остальное

7,3-7,8

2,5-3,5

0,8-1,2

0,15-0,25

-

-

0,05

0,05

0,005

0,1

0,05

0,005

Б83**

То же

10-12

5,5-6,5

 -

-

-

-

0,10

0,05

0,004

0,35

0,05

0,005

Б83С

То же

9-11

5-6

-

-

-

1,0-1.5

0,10

0,10

0,01

_

0,05

0.005

Б16

15-17

15-17

1,5-2

-

-

-

Остальное

0,10

0,30

0,15

_

0,10

0,010

БН

9-11

13-15

1,5-2

0,1-0,7

0,1-0,5

0.5-0.9

Тоже

0,10

.

0,02

_

0,10

0,05

БС6

5,5-6,5

5,5-6.5

0,1-0,3

0,05

-

-

Тоже

0,10

0,05

0,01

.

0,07

0,005

* - по требованию потребителя допускается замена компонентов кадмия и никеля на олово и увеличение содержания примесей до 0,35%; **’- по требованию потребителя массовая доля примеси свинца может быть увеличена до 0,5%, в марке Б83С - до 3%;

Баббиты изготавливают в виде чушек массой не более 22 кг.

Баббит Б88 в чушках (14-18 кг). Производится по ГОСТ 1320-74.

  • 320 °C. – Температура плавления баббита Б88.
  • 400 °C. – Температура заливки баббита Б-88.
  • 15 °C. – Максимальная рабочая температура баббита Б88.
  • 15 – 20 МПа. – Допустимое рабочее давление.
  • 50 м/с. – Предельная скорость работы подшипников из сплава Б88. 

Баббит Б88: свойства и характеристики сплава

  • сплав обладает высокими антифрикционными свойствами, износостойкостью, стойкостью к коррозии, теплопроводностью
  • легирован никелем и кадмием
  • высокий коэффициент скольжения и минимальный коэффициент трения
  • высокая пластичность, в процессе эксплуатации не теряет твердость, сохраняет смазку на поверхности подшипника   
  • Sn (88 %), Sb (7,5 %), Cu (3 %), Cd (1 %), Ni (0,2 %) – химический состав сплава Б88

Баббит Б88: применение

  • применяется в ответственных узлах механизмов, работающих в самых сложных условиях – высоких скоростях и больших динамических нагрузках
  • изготовление подшипников самого разного назначения (подшипники турбин, мотыльковые подшипники дизелей и т.п.)

Баббит Б-83 в чушках (14-18 кг).  Производится по ГОСТ 1320-74. 

  • 370 °C. ― Температура плавления баббита Б83.
  • 450 °C. – Рекомендуемая температура заливки баббита.
  • 10 – 15 МПа. – Допустимое рабочее давление.
  • 50 м/с. – Предельная скорость работы подшипников из сплава Б83. 

Баббит Б83: свойства и технические характеристики сплава

  • низкий коэффициент трения и повышенная вязкость
  • высокая износостойкость и долговечность материала
  • сплав устойчив к коррозии
  • Sn (83 %), Sb (11 %), Cu (6 %) – химический состав сплава Б83

Баббит Б83: применение

Б83 – наиболее универсальный баббит, широко используется при заливке вкладышей подшипников скольжения, работающих при средних ударных нагрузках на средних и высоких оборотах

Баббит Б83С в чушке (14-18 кг). Производится по ГОСТ 1320-74

Баббит Б83С – это антифрикционный сплав, состоящий из олова, сурьмы и меди, содержание свинца по сравнению с маркой Б83 увеличено до 1,5%, что позволило снизить цену баббита. Баббит Б83С предназначен для заливки подшипников скольжения, работающих при средних ударных нагрузках на средних и высоких скоростях. Область применения баббита Б83С шире, чем у свинцовых баббитов, он обладает более низким коэффициентом трения и меньше подвержен износу. Температура плавления баббита Б83С – 400°C, температура заливки баббита - 450°C.

Баббит Б-16 в чушках. Производится по ГОСТ 1320-74.

  • 410 °C. ― Температура плавления баббита Б16.
  • 490 °C. – Рекомендуемая температура заливки баббита.
  • 70 °C. – Максимальная рабочая температура.
  • 30 МПа. – Твердость сплава Б16 по Бриннелю.

Баббит Б16: свойства и технические характеристики сплава

  • высокая рабочая температура (по сравнению с оловянными баббитами)
  • вкладыш из баббита Б16 более хрупок, в сравнении с баббитом Б83
  • способность выдерживать высокие скорости вращения (до 130 м/с)
  • Pb (65%), Sn (16 %), Sb (16 %) – хим. состав сплава Б16

Баббит Б16: применение

Баббит Б16 имеет более простой химический состав, чем Б83, он прекрасно подходит для работы в условиях с умеренными и низкими динамическими нагрузками.

Баббит БН в чушке (22-25 кг). Производится по ГОСТ 1320-74

Баббит БН - свинцово-никелевый баббит, по химическому составу схож с баббитом Б16, дополнительно легирован никелем, кадмием и мышьяком, улучшающими свойства баббита. Баббит марки БН используется в подшипниках, работающих на средних скоростях и при средних динамических нагрузках – в дизельных двигателях, компрессорах, паровых турбинах. Температура плавления баббита БН – 400°C, температура заливки баббита - 490°C, максимальная рабочая температура - 70°C. 

Баббит БС6 в чушке (20-22 кг). Производится по ГОСТ 1320-74

Баббит БС6 – свинцовый баббит, основа подшипникового сплава – свинец, другие его компоненты  – олово, сурьма и медь. Баббит БС6 в чушке обладает хорошей переносимостью ударных нагрузок и большой плотностью, используется преимущественно в подшипниках автотракторных двигателей. Температура плавления баббита БС6 – 280°C, максимальная рабочая температура - 70°C.